Что такое киот. Особенности. Развитие киотов.

В этой статье мы расскажем о киотах. Что это такое, когда появились киоты, какие бывают, для чего необходимы.

На нашем сайте вы можете заказать киоты или иконостасы. Много лет мы занимаемся изготовлением изделий из дерева для церквей и храмов. Выполняем в разных стилях и с различным оформлением.

киоты

О киотах. Что это?

Киот – это ящик, часто застекленный, в котором хранится икона. Основное назначение этого ящика – обеспечение сохранности иконы, предотвращение попадания пыли, влаги, соблюдение специального микроклимата, обеспечивающего защиту от внешних воздействий, таких как перепады температур, пыль, прямые солнечные лучи.

Интересно, что у киота, как и у многих других предметов религиозного назначения, есть прообраз. Это Ковчег Завета Иерусалимского храма (ларь, в котором хранились Скрижали Завета с заповедями, сосуд с манной и посох Аарона, величайшая святыня еврейского народа).


 

Первые образцы киотов:

Первые киоты создавались исключительно в целях защиты икон. Это связано еще и с тем, что иконы в древности на Руси писались редко. Труднодоступными были материалы. Сложно было найти живописцев.

Поэтому каждая писаная икона была для людей настоящей святыней, драгоценностью. Она являлась тем сакральным предметом, который необходимо было скрывать.

Поэтому киоты делались исключительно для сохранения иконы. Они часто оснащались створками. А открывали эти створки и выносили киот с иконой на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам.

Кроме того, важной задачей первых киотов – была защита икон от копоти лампадок и от огня свечей. Да и краски не всегда благосклонно реагировали на перепады влажности и температуры. Поэтому киоты стали просто необходимостью. В них нередко хранили не только иконы, но и другие церковные реликвии – например, скрижали или мощи Святых. Но с распространением иконописи на первое место по применению вышли именно иконы.

Интересно, что в северных поселениях России создавались резные образы из дерева, с помощью скульптурной резки и они тоже помещались в киот, напоминающий по форме церковь или часовню. Некоторые из них оснащались дверками (преимущественно самые древние варианты). Резные иконы могли раскрашиваться красками.
 

Дальнейшее развитие киотов:

Вскоре киоты стали украшать резьбой, тем самым создавая не просто ящички, а настоящие произведения искусства. Такие киоты активно распространялись в домах купечества, знати, стали обязательным атрибутом многих церквей.

С наступлением эпохи барокко (в конце 17 века) и с широким распространением флемской резьбы (нарочито декоративной, пышной, объемной) православные киоты стали богато украшаться рельефными и орнаментальными мотивами в духе данного стилевого направления. Резные узоры покрывались позолотой, за счет чего казались полностью отлитыми из золота. В соответствующей манере украшались иконостасы, киоты и все внутреннее убранство храма.

В целом стиль и декор киотов часто повторял тот стиль, что был характерен для иконостасов и храмов в целом.

Красивые киоты появлялись в 18-19 веках. Здесь использовались технологии флемской барочной резьбы. Но появились и новые приемы, позволявшие украшать киоты сквозными узорами, созданными из хитрых переплетений растительных мотивов и орнаментов.

Часто узоры складывались их отдельных деталей – листьев, ягод, виноградных лоз, покрытых сусальным золотом.

Основная идея такого богатого растительного декора заключалась в том, чтобы создать образ Райского сада, в котором пребывают святые. Золото – как символ Божественного света, сияния от Царства Божия.

Наиболее широкое распространение объемная резьба на киотах и иконостасах получила у старообрядцев.

В настоящее время киоты тоже нередко украшаются красивой резьбой.

По форме киот часто представляет собой не просто квадратную или прямоугольную рамку, а раму, имеющую своды. Тем самым создается впечатление купола храма.

Таким образом, киот приобретает еще и глубокий смысл. Это словно образ храма над иконой. Словно «окно» в мир горний.
 

Особенности киотов. Виды:

Интересно, что киоты часто делались под конкретные иконы. Проводились точные замеры, планировались аккуратные крепления. Не предполагалась «штамповка» киотов.

Важно, что стекло не прилегает плотно к живописному полотну, а находился на определенном расстоянии, создавая тем самым воздушную подушку и дополнительное объемное восприятие.

Киоты могут отличаться между собой по виду, по форме и по типу расположения.

  • Например, по расположению они могут быть настенными (те, что вешаются на стену или в специально отведенный на стене угол), напольными (обычно большие, громоздкие, верхняя грань оформлена в виде резного навеса, опирающегося на витые столбы, искусно выполненные из дерева, такие киоты могут быть оснащены местом для подвешивания лампады или для размещения дополнительных святынь рядом с иконой).
  • По форме: одиночными или составными (состоящими из нескольких секций, для хранения сразу 3-х, 4-х, 5-ти икон, иногда создавались киоты сразу для десятка икон), угловыми или прямыми.
  • По внешнему виду: арочными (в форме арки), фигурные (сложной формы).

Зачастую киоты богато украшаются красивой резьбой. Резьба придает дополнительную торжественность.
 

Заказать:

Заказать изготовление киотов любых форм и размеров, или изготовление иконостасов – вы можете в нашей компании.

Мы выполняем работы по дереву любой сложности. Создаем красивый объемный декор. По запросу клиента – выполняем золочение.

Работаем в разных стилях и техниках. Есть возможность разработки индивидуального проекта. Выполняем иконостасы и киоты любой сложности.

Звоните, пишите, задавайте вопросы. Предоставим подробные консультации.


 

Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте:

Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470