Храмы и иконостасы эпохи классицизма в России: история, особенности, примеры.

Век 19-й – стал временем расцвета классического стиля. В это время было создано немало иконостасов в духе классицизма. В этой статье мы подробнее расскажем о храмах и иконостасах, создаваемых в эту эпоху, об их особенностях и отличиях.

А заказать иконостас в любом стиле и любых размеров вы можете на главной странице нашего сайта. Обеспечиваем огромный ассортимент, выгодные цены, индивидуальный подход к каждому клиенту.

Для уточнения деталей – свяжитесь с нами любым удобным для вас способом (электронная почта, телефон, форма заявки на сайте, мессенджеры). Мы предоставим подробные консультации.

исаакиевский
 

Эпоха классицизма в архитектуре церквей и храмов, особенности:

Классицизм для русской архитектуры и особенно церковной архитектуры — был принципиально новым направлением, перенятым из модных европейских течений. Он требовал соблюдения строгих форм и композиций. Но допускал свободу творчества.

Расцветом эпохи классицизма стал 19-й век. Но начиналась эпоха данного стилевого направления в архитектуре еще при Екатерине II.

Предшествовало этой эпохе «елизаветинское барокко». Но, во-первых, Екатерине не нравилось все, что делала Елизавета. А, во-вторых, ей хотелось, как и Петру I, внести больше западных мотивов, прийти к общеевропейским нормам.

По велению Екатерины классицизм был принят, как важная система, как основа архитектурных норм и правил, признанных в мировой культуре. Согласно его требованиям и нормам должна была развиваться и русская архитектура.

Однако если для Европы поздний классицизм был возвращение к своим корням (к культуре Древней Греции и Рима). То для России – это было новшеством, особенно для церквей и храмов. Исконно русские храмы имели шатровую форму, либо крестово-купольную (аналогично византийским строениям). Подробнее мы рассказывали в соответствующих публикациях (смотрите по ссылкам).

Тем не менее стали появляться новые православные храмы, выполненные в стиле классицизма.

Самый яркий образец – это Исаакиевский собор. Он был заложен еще при Екатерине, но достраивался уже после нее.

Еще один показательный пример эпохи позднего классицизма – это собор Казанской Богоматери в Петербурге. Огромный, протянутый, с большим количеством колонн. Этот собор и сейчас восхищает своим внешним видом многочисленных туристов.

Многие храмы в это время перестраивались в соответствии с идеями классицизма. Новые архитектурные элементы просто добавляли на давно построенные здания, что не всегда смотрелось органично.

Характерные черты классицизма: многофигурные рельефы и скульптуры, часто бронзовые, колонны и целые колоннады, треугольные фронтоны, лепнина, скульптуры, другие элементы древнеримских храмов.

С точки зрения смыслов считалось, что храмы эпохи классицизма несли ассоциации со святынями Иерусалима, Рима и Константинополя. Тем самым вбирали традиции прошлого и заявляли о роли Российской империи, как о защитнице Христианства.

Соответственно внешнему виду церквей и храмов, стало меняться и их внутреннее убранство, и иконостасы.

казанский собор
 

Характерные черты иконостасов, выполненных в духе классицизма:

Иконостасы эпохи классицизма архитекторы и художники оформляли всеми доступными изобразительными средствами, воссоздававшими античный мир, но наполняли его новым христианским содержанием.

Они украшались триумфальными арками и их подобиями, классическими ордерами, треугольными фронтонами и другими декоративными элементами, отличающими данное стилевое направление.

Часто  иконостасы приобретали черты архитектурного сооружения (той церкви, в которой устанавливались), тем самым прекрасно вписывались в архитектуру самого храма, становясь единым целым с ним.

Иконам при этом оставалась вторая роль. Их количество было уже не столь велико, как в более ранние времена. Четкие ряды икон, как в иконостасах традиционного типа, здесь, как правило, отсутствовали. В целом для иконостасов эпохи классицизма характерно не большое количество рядов с иконами (1-2), но при этом их высота чаще всего превышала рост человека.

Иконостасы, оформленные по законам классицизма, с середины 19 века встречались и в столичных, и в провинциальных храмах. Самые примечательные — все те же образцы из знаменитых петербургских храмов, являющихся сегодня настоящей достопримечательностью.

Иконостас Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имел форму прямой стены, сплошной, занимающей все пространство, до самых сводов. Нижние ряды в иконостасе Исаакиевского собора украшались огромными колоннами портика, выполненными из малахита. Царские врата имели высокую арку, дуга которых поддерживалась двумя колоннами из лазурита. Над аркой – статуи Христа и Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов. Таким образом деисусный ряд представлял собой не иконы, а золоченые скульптуры.

Венчают иконостас скульптуры ангелов, держащих крест.

иконостас исаакиевского собора

Иконостас другого известного собора в Петербурге – Казанского, стал ярким образцом классицизма. Он включал широкую арку над Царскими вратами, коринфские колонны из яшмы. Здесь так же, как и в предыдущем примере, икон – мало.  Яркий элемент – огромное солнце с лучами.

Интересно, что этот иконостас украшался серебром (больше 1600 кг). Этот драгоценный материал был отбит у французов в войне 1812 года и передан Кутузовым на украшение храма.

В советское время этот иконостас был разрушен. Сегодня в соборе находится воссозданный по чертежам и фотографиям иконостас, повторяющий тот, что был изготовлен ранее.

иконостас казанского
 

Сегодня иконостасы, изготовленные в стиле классицизма, чаще всего заказывают только при восстановлении старых, утраченных в советское время и в военные годы. Либо для церквей и храмов, построенных в духе классицизма.

Изготовим иконостасы в любом стиле! Обращайтесь.


 

Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте:

Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470